Программное обеспечение с открытым исходным кодом для управления деятельностью библиотеки
Когда речь заходит об управлении библиотекой, то программное обеспечение для организации работы библиотеки может кардинально изменить ситуацию. Оно может сломать или улучшить управление библиотекой.
Используя программное обеспечение с открытым исходным кодом для управления библиотекой, к примеру, публичная библиотека может сэкономить на инвестиционных затратах, обеспечить безопасность и свободу действий без привязки к поставщику.
Итак, давайте рассмотрим подборку программного обеспечения с открытым исходным кодом для управления библиотекой. Вы можете использовать некоторые из приведенных ниже инструментов и для личного пользования, но большинство из них предназначены для публичных библиотек.
1. Koha
Koha - известное имя, когда речь идет о программном обеспечении для управления библиотекой, и оно считается лучшим из того, что вы можете получить для своей библиотеки. Вы можете спросить, почему? Она прекрасно справляется со всеми задачами, от резервного копирования и обслуживания до обновления системы!
Будучи системой действительно корпоративного класса, она имеет модули для управления тиражом, каталогизацией, управлением сериальными изданиями, администрацией, гибкой отчетностью, печатью этикеток и многим другим.
Таким образом, вы можете использовать Koha как в небольших, так и в библиотеках с несколькими филиалами.
Ключевые особенности Koha:
- Программное обеспечение для управления библиотеками корпоративного уровня.
- Поддерживает несколько языков.
- Мощный текстовый поиск и расширенное отображение каталога.
- Создано с использованием стандартных библиотечных протоколов для обеспечения совместимости между Koha и другими библиотечными системами.
- Веб-интерфейс.
- Отсутствие привязки к поставщику.
2. Evergreen
Evergreen - это интегрированная библиотечная система, которая изначально была разработана для Публичной информационной сети электронных услуг (PINES), но также используется более чем в 1800 библиотеках за пределами PINES.
Будучи масштабируемой по своей сути, система позволяет легко управлять каталогом в нескольких филиалах. Кроме того, предлагаются широкие возможности поиска, а также ряд интересных функций.
Ключевые особенности Evergreen
- Гибкость и масштабируемость.
- Возможность саморегистрации и самоконтроля.
- Обеспечивает возможность вносить требуемые изменения в каталог.
- Множество способов оплаты.
- Мощная система поиска.
- Позволяет сохранять историю одолженных книг.
3. BiblioteQ
BiblioteQ - это профессиональное программное обеспечение для архивирования, каталогизации и управления библиотеками, которое использует Qt для создания комфортного для восприятия пользовательского интерфейса. Кроме того, для баз данных используются PostgreSQL и SQLite.
Если говорить о возможностях подключения, то программа использует протоколы Open Library, SRU и Z39.50, что обеспечивает бесперебойную работу при получении книг и других архивных ресурсов.
Ключевые особенности BiblioteQ
- Поддерживает ARM и Power PC.
- Удобный интерфейс.
- Помимо книг, поддерживает каталогизацию DVD, музыкальные CD, фотографий и даже видеоигр.
- Уведомляет о недоступных элементах.
- Поддерживает функцию drag and drop для изображений обложек.
4. OPALS
Согласно международному исследованию автоматизации библиотек 2022 года, OPALS - Open-source Automated Library System(автоматизированная библиотечная система с открытым исходным кодом) набрала наибольшее количество баллов во всех категориях среди школьных библиотек и небольших академических библиотечных программ.
OPALS ежедневно используют более 2000 библиотек, поскольку она обеспечивает полноценное автоматизированное управление библиотекой.
Это платный инструмент, который предоставляет вам техническую поддержку для установки, управления, хостинга и других целей. Если вы ищете что-то для вашего университета или института, это может стать хорошим вариантом.
OPALS также предоставляет 3-месячный бесплатный демо-сайт для вашей библиотеки, чтобы вы могли лучше понять, чего ожидать от предлагаемой стоимости.
Ключевые особенности OPALS:
- Веб-основа и дружественный мобильный интерфейс.
- Минимальные затраты.
- Профессиональная разработка, управление и поддержка.
- Лидер рынка для школьных и академических библиотек.
- Онлайновый каталог публичного доступа.
- Управление подписной базой данных.
- Управление цифровыми архивами.
- Поддержка управления оборотом и инвентаризацией.
- Автоматические обновления на хостинг-серверах, что означает отсутствие дополнительных затрат на оборудование и обслуживание с вашей стороны.
5. InvenioILS
Invenio’s ILS использует фреймворк Invenio, который состоит из широко используемых продуктов с открытым исходным кодом, включая фреймворки Python и React.
Таким образом, если у вас есть технические знания и опыт, то нет никаких ограничений по настройке и усовершенствованию базового комплекса.
Ключевые особенности InvenioILS:
- Современный пользовательский интерфейс.
- Модули приобретения и упрощенного межбиблиотечного абонемента для лучшего отслеживания материалов.
- Используется REST API, что означает лучшую интеграцию с другими системами.
- Управление движением фондов осуществляется в несколько кликов.
- Мощная система каталогизации на основе схемы JSON.
- Простые в использовании инструменты бэк-офиса, что означает, что составление списка, поиск или даже получение подробной информации о конкретных предметах будут простыми.
6. SLiMS
SLiMS (Senayan Library Management System) - это не что иное, как веб-сервер Apache в связке с MySQL и PHP, а результат - чрезвычайно мощный инструментарий управления библиотекой, управляемый сообществом.
SLiMS может предложить многое - от контроля сериальных публикаций до системных модулей, обеспечивающих чрезвычайную гибкость.
Ключевые особенности SLiMS:
- Утилита для генерации штрих-кодов.
- Отзывчивый пользовательский интерфейс.
- Позволяет создавать Union Catalog с помощью Union Catalog Server.
- Управление членством.
- Утилита резервного копирования базы данных.
- Управление мастер-файлами для управления ссылочными данными, такими как издатели, авторы и местоположения.
- Для библиографии вы получаете более быстрый ввод данных с помощью одноранговой каталогизации копий.
- Управление вашими читателями с помощью мгновенного распределения читательских билетов.
7. FOLIO
FOLIO (Future of Libraries is Open) можно считать лучшим вариантом с точки зрения пользовательского опыта, так как сообщество стремится к лучшему использованию элементов UI/UX.
Как и в любом другом программном обеспечении для управления библиотекой, вы получите все основные функции, такие как обращение, комплектование, каталогизация и управление электронными ресурсами.
Вы также получите приятную возможность управления многочисленными пользователями, типами пользователей, структурами абонементов и многое другое.
Ключевые особенности FOLIO:
- Широкий набор функций управления запасами, включая каталогизацию и библиографическое управление.
- Управление поставщиками, бюджетом, заказами и выставлением счетов при получении материалов.
- Эффективное управление пользователями.
- Имеется возможность поддержки различных типов читателей, типов предоставления услуг, штрафов и структур абонементов.